Вы здесь

Раздел «ДОЛГАЯ ДОРОГА В ИНДИЮ» (страница 1)

Удивительная история освоения Земли.

В середине I тысячелетия за океан, в Америку, устремились ирландские монахи. Обычно вспоминают святого Брандана, который прожил почти 100 лет (484-577) и основал в Ирландии несколько монастырей. Удивляться столь раннему обращению ко Христу маленькой страны на севере Европы не следует, поскольку около 450 года в Ирландии был уже свой епископ, некий Патрик (родом из Британии), в письмах которого содержится первое географическое описание острова. Впрочем, по мнению некоторых историков, ирландское христианство гораздо старше, ибо действительной целью миссии Патрика было не воцерковление островитян, а искоренение возмутительной ереси монаха Пелагия (христианский монах, не принимавший, в частности, тезис о первородном грехе; пелагианство было осуждено как ересь на третьем Вселенском соборе в 431 году). Так или иначе, но в эпическом сказании о плавании святого Брандана по Северной Атлантике (некогда весьма популярном и обросшем легендарными подробностями) говорится об открытии Гренландии и берегов Североамериканского континента. Правда, далеко не все ученые склонны считать Брандана лицом историческим: например, известный американский географ Раймонд Рамсей полагает этот рассказ вымышленным и насквозь легендарным.

Скепсис американца вполне понятен, особенно если вспомнить о пещерном уровне географических представлений в Средние века. Даже просвещенный византиец Косьма Индикоплевт (Козьма Индикоплов), признанный специалист по средневековой космографии, рисовал Землю в виде мелкого корыта, прихлопнутого крышкой небесного свода. Понятно, что рядовой обыватель, чей кругозор ограничивался чаще всего околицей родного села, был куда более дремуч.

Хоттабыч, герой сказочной повести Л. Лагина, своему спасителю Вольке подсказывал на экзамене по географии несусветную чушь – о крае земного диска, золотоносных муравьях величиной почти с собаку, плешивых людях, которые питаются древесными шишками. Хотя Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб – могущественный джинн, подвизавшийся при дворе царя Соломона, жил около 3 тысяч лет назад, в действительности Лагин процитировал выжимку из средневековой космографии, которая была переполнена фантастическими измышлениями о далеких землях и не ведала четкой грани между истиной и выдумкой. Он еще забыл упомянуть отвратительные безносые племена с плоским лицом и людей, у которых уста срослись настолько, что они сосут еду через маленькую дырку с помощью овсяного колоса (надпись на полях карты из Люненбурга, 1284 год). Средневековый человек обитал внутри крохотного мирка, обнесенного надежной оградой, за пределами которой простиралась неведомая земля. Густые леса вплотную подбирались к человеческому жилью, и в этой глуши находили убежище не только монахи-отшельники и лихие люди, поставленные вне закона, но и огнедышащие драконы, мерзкие оборотни и вурдалаки. Феи, тролли и гоблины жили по соседству с лисицами, совами и волками. В русских былинах рассказывается, как Илья Муромец однажды повстречал на заброшенной лесной тропе сидящего на девяти дубах Соловья-разбойника. Так устроено мифологическое сознание, не ведающее разницы между чудом и былью. Хорошей иллюстрацией к этому тезису может служить знаменитая книга итальянского путешественника Марко Поло «О разнообразии мира», где точные наблюдения перемежаются с откровенным вздором. С одной стороны, он неплохо представлял себе очертания Юго-Восточной Азии или контуры полуострова Индостан, а с другой – рассказывал сущие небылицы о хвостатых людях, живущих в горах Суматры, или мифическом единороге, у которого на языке растут длинные колючки. Удивителен и его рассказ о птице Рух. (Историки почему-то считают, что у этого апокалиптического чудища непременно должен быть реальный прототип – или крупные хищные птицы, или даже нелетающий эпиорнис, который дав ным-давно обитал на острове Мадагаскар.)

Изображение из книги Удивительная история освоения Земли.

Карта мира фра Мауро (1439 год)

Те, кто его видел, рассказывают, что он совсем как орел, и только, говорят, чрезвычайно большой. Схватит слона и высоковысоко унесет его вверх на воздух, а потом бросит его на землю, и слон разобьется; гриф тут клюет его, жрет и упивается им. Рассказывают еще, что если он расправит крылья, так в них тридцать шагов, а перья в крыльях двенадцати шагов; по длине и толщина их…

А вот как, по Марко Поло, на Востоке добывают алмазы: в горные расщелины, куда человеку не пробраться из-за кишащих там ядовитых змей, бросают куски сырого мяса, к которым алмазы благополучно прилипают.

В этих горах водится множество белых орлов, что ловят змей; завидит орел мясо в глубокой долине, спустится туда, схватит его и потащит в другое место, а люди меж тем пристально смотрят, куда орел полетел; и как только он усядется и станет клевать мясо, начинают они кричать что есть мочи, а орел боится, чтобы его невзначай не схватили, бросит мясо и улетит. Тут-то люди подбегают к мясу и находят в нем довольно-таки алмазов. Добывают алмазы и другим еще способом: орел с мясом клюет и алмазы, а потом ночью, когда вернется к себе, вместе с пометом выбрасывает те алмазы, что клевал; люди ходят туда, подбирают орлиный помет и много алмазов находят в нем.

Христианская Европа была пронизана динамизмом. Побасенки о чудищах и странных народах уживались с обменом между сопредельными землями и бойкой торговлей вдоль Великого шелкового пути. Эта протяженная транспортная магистраль связывала воедино Европу и Дальний Восток, пересекая Среднюю Азию, Иран, Закавказье и страны благодатного полумесяца, а ее северное ответвление через Булгар и русские княжества уползало к полярным широтам – «за Югру и Самоядь» (Северный Урал и Зауралье).

Жизнь не стояла на месте, и в конце XIV – первой половине XV века в Европе появляются все более точные карты, а географический кругозор европейцев заметно расширяется. Так, на карте мира фра Мауро 1439 года уже показано немало островов в Индийском и Атлантическом океанах, как реальных, так и вымышленных, а на карте флорентийца Паоло Тосканелли (известной, между прочим, Колумбу) в Атлантике обозначены острова Бразил, Антил, Азорские, Мадейра, Гомера, Зеленого Мыса, Канарские и Святого Брандана. На крайнем западе, что лежит за морем Мрака по ту сторону Атлантического океана, нарисованы Японские острова (страна Чипангу) и множество невнятных архипелагов. Из приведенного перечня хорошо видно, что рядом с подлинными землями соседствуют мифические острова, которые на современных картах отсутствуют.

На карте немецкого ученого Генриха Мартелла, относящейся к концу XV века, можно разглядеть очертания полуостровов и заливов Южной Европы, а также зыбкие контуры Аравии и Красного моря, но вместо треугольника Индостана на ней развалился большой остров (по всей видимости, Цейлон, или Тапробана, как его именовали в Средние века), а юго-восточный выступ Азиатского материка уползает в тропические широты. Западный берег Африки на карте Мартелла изображен более или менее правильно, но контуры материка в его южной части очень сильно искажены, а остров Мадагаскар вообще отсутствует. Специалисты полагают, что эта карта была составлена до плавания Бартоломеу Диаша, обогнувшего Африку в 1487–1488 годах.

Бартоломеу Диаш был родом из Португалии, но еще задолго до его исторического плавания к мысу Доброй Надежды эта небольшая страна на берегу Атлантического океана стала проявлять активный интерес к землям на западном побережье Африканского континента. Если Испания и другие европейские государства (в первую очередь Голландия, Англия и Франция, со временем отобравшие морскую гегемонию у романских стран) чаще всего направляли форштевни своих кораблей прямиком в бурные воды Атлантики, стремясь достичь вожделенной Индии западным путем, то португальцы осваивали традиционный южный маршрут. Обогнув Африку, они рассчитывали попасть в сказочно богатые Индию и Китай, держа курс навстречу солнцу. Однако сразу же возникает закономерный вопрос: для чего отыскивать морской путь в Южную и Юго-Восточную Азию, если экзотические восточные товары бесперебойно доставлялись посуху? Почему европейцев перестал устраивать Великий шелковый путь, исправно функционировавший на протяжении сотен лет? Почему свет вдруг клином сошелся на далекой Индии, и сошелся так основательно, что все европейские державы бросились наперегонки строить океанские флоты?

Дело в том, что середина и конец XV века ознаменовались быстрым ростом товарного производства и заметным оживлением международной торговли в Западной Европе, ибо феодализм откровенно трещал по швам. А одним из самых заманчивых способов стремительного обогащения в то время была торговля с Азией, значение которой еще больше выросло после окончания Крестовых походов. На посреднической торговле с Востоком возвысились крупнейшие итальянские города, в первую очередь Венеция и Генуя. Доставляемые из Индии и с Молуккских островов пряности – перец, имбирь, корица, гвоздика и мускатный орех – давно стали любимой приправой в богатых домах и ценились на вес золота. Кроме того, с Востока на Запад широкой рекой текли шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, индийская парфюмерия, аравийский ладан и золотые изделия восточных ювелиров. Индия, Япония и Китай считались в Европе землями, сказочно богатыми золотом и драгоценными камнями, к чему приложил руку не только венецианский купец, выдумщик и баснописец Марко Поло, но и другие европейские путешественники.

Однако сверхприбыли получала только Италия (в основном Венеция и Генуя), оседлавшая посредническую торговлю и располагавшая сильным флотом на Средиземном море. Вдобавок в XV веке изменился геополитический расклад, в результате чего посредническая роль итальянских городов ощутимо съежилась. Распад монгольской державы привел к остановке караванной торговли Европы с Индией и Китаем через Среднюю Азию и Монголию. Турецкие завоевания в Передней Азии и на Балканах перерезали торговый путь на восток через Малую Азию и Сирию. А третья ветка, пролегавшая через Красное море, контролировалась египетскими султанами, которые в XV веке стали взимать со всех транзитных товаров заоблачные пошлины. Но каким образом экзотические товары Востока (пряности в первую очередь) попадали в Европу? В индийских портах на берегу Аравийского моря – Каннануре, Каликуте, Кочине – их покупали арабские купцы и на кораблях доставляли в портовый город Джидду, что неподалеку от Мекки. Здесь драгоценный груз вьючили на верблюдов, и караван плелся через пустыню в Каир, где товар сплавляли вниз по Нилу на баржах. В Александрии его продавали генуэзским или венецианским купцам, и уже эти ушлые ребята распространяли восточные прелести по всей Европе. Излишне говорить, что от этапа к этапу цены неуклонно росли, а в далеком Лиссабоне и вовсе взлетали до небес. После падения Константинополя в 1453 году и успехов турок на Балканах стала чахнуть и средиземноморская торговля. От берегов Ливана и до Гибралтара море контролировал сильный турецкий флот, и гавани Венеции и Генуи щедро украсились целыми лесами мачт стоящих на приколе кораблей. Итальянские города, бывшие на протяжении сотен лет центрами посреднической торговли с Востоком, мало-помалу приходили в упадок.

Испания с Португалией находились в это время на подъеме, и спрос на безработных итальянских капитанов моментально подскочил на Пиренейском полуострове. Испанцы и португальцы выходили в Атлантику на судах нового типа – трехмачтовых каравеллах с прямым и косым (латинским) парусным вооружением, способных идти круто к ветру. Был усовершенствован компас, появились сносные морские карты (портоланы), стали шире применяться астролябия и градшток – угломерные приборы для определения высоты небесных светил и определения широты. Правда, не вполне ясно, почему итальянцы – опытные мореходы, вместо того чтобы самостоятельно искать новый морской путь в Индию, перепоручили это весьма прибыльное дело испанцам и португальцам. Так или иначе, но венецианцы и генуэзцы даже пальцем не пошевелили, чтобы переломить ситуацию. Быть может, им не хватило элементарной пассионарности или же их чересчур встревожила турецкая угроза на акватории Средиземного моря, кто знает…

Реконкиста (испанское Reconquista, от reconquistar – «отвоевывать») – постепенное отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII–XV веках территорий, захваченных маврами. Во второй половине XV века семисотлетняя Реконкиста близилась к завершению. В результате объединения в 1479 году Кастилии и Арагона – двух самых крупных пиренейских государств – возникла единая Испания, а в начале 1492 года пала Гранада – последний оплот мусульман на Иберийском полуострове. Испанское королевство на глазах превращалось в великую европейскую державу. Забегая немного вперед, скажем, что к началу XVI века Испания включала в себя весь Пиренейский полуостров (за исключением западной его части – Португалии), Балеарские острова, Сицилию, Сардинию и Неаполитанское королевство (с 1504 года). А когда в 1519 году испанский король Карлос I стал императором Священной Римской империи под именем Карла V, его власть распространилась почти на всю Центральную Европу и Нидерланды. В соседней Португалии дела шли еще бойчее, поскольку она сбросила ненавистное арабское ярмо на два с половиной столетия раньше Испании и очень быстро сделалась важной перевалочной базой в транзитной европейской торговле. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже в XIII веке венецианские и генуэзские банки и торговые дома открыли свои филиалы в Лиссабоне.

Изображение из книги Удивительная история освоения Земли.

Колумб и королева Изабелла Кастильская (Фрагмент памятника Колумбу в Мадриде)

Португальцев занимала не только восточная экзотика, но и западный берег Африки, поскольку южнее Сахары лежали потаенные земли Черного континента, откуда в Европу через страны Магриба (Алжир, Марокко и Тунис) поступали золото, рабы и слоновая кость. Караванные пути через великую пустыню контролировали арабы и берберы, так что португальцам не оставалось ничего другого, как искать удобный морской путь, ведущий в изобильную кладовую по ту сторону тропика Рака. Еще в XIV веке в Лиссабоне при участии итальянцев открылась первоклассная школа по картографии и навигации, а в 1415 году, в период правления Жуана (Хуана) I (1385–

Страницы


В нашей электронной онлайн библиотеке вы можете бесплатно и без регистрации прочитать «Удивительная история освоения Земли.» автор Шильник Л. на телефоне, андроиде, айфоне, айпаде. Сейчас вы находитесь в разделе „ДОЛГАЯ ДОРОГА В ИНДИЮ“ на странице 1. Приятного чтения.